Основные сведения о бисере-материале.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
Так, почти б тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался буера или бусер.
Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из высокоогнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка воз вращали ему блеск, утраченный при нагревании.
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе с Константинополем, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В X—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-техниче-ских мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Му-рано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию. В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.
Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшено-на-Нисе был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-на-Нисе прибыли первые иностранные купцы.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в X—XI вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.
Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления , бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Родиной бисера из золота, серебра, стали и других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого тех нического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиев-ским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушённых стекол».
На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодари торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось- в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.
Если при раскопках курганов VIII— XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах., на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками [и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.
В 1668 г. строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушённое, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров .иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I Воробьевский завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.
На протяжении XVIII—XIX вв. в России существовали небольшие казенные и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 г. только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 г. было завезено 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушённые цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу. Им красится народ в полунощных степях, Им красится Арап на южных берегах...
В конце XVIII — начале XX в., в расцвет бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия. Внешнеторговое объединение «Яблонэкс» экспортирует бисер и всевозможные украшения из него более чем в 100 стран мира. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.