VOSTOK
Старожил
Уважаемые цветоводы! на этот раз поговорим о фотосьемке растений. И так:
Фотосъемка комнатных растений
Почти каждый увлеченный цветовод, жалея о быстротечности цветения своих любимцев и стремясь похвастать ими, где только получится, рано или поздно берёт в руки фотоаппарат и пытается запечатлеть свои цветоводческие успехи. Надо ли говорить, что результат чаще всего обескураживает? Каждый из нас видал эти нерезкие карточки с пятнами неопределённой окраски и выслушивал объяснения владельца: «ну, на самом деле, вот этот цветок красный, похож на граммофон, а вот тут листья зелёные, бархатистые, с симметричным жёлтым рисунком». Самое интересное, что эти результаты не слишком сильно зависят от используемой фототехники – просто проклятье какое-то, честное слово!
В чём же причина этих бед, и как улучшить результат? Многие винят «неправильную» технику, что-то ещё... Но так ли это?
Не будет преувеличением сказать, что хороший фотограф, работая старым «Зенитом», получит лучший результат, чем неумелый автор с самой модерновой камерой. О равных условиях я уже и не говорю... Значит, дело не в технике? И да, и нет. Хорошая техника расширяет возможности и облегчает работу, но она – совсем не главное, умение гораздо важнее.
К разговору о технике мы вернёмся немного позже, в начале же хотелось бы остановиться на некоторых моментах, связанных с психологией.
Первое (и, пожалуй, едва ли не самое трудное), что должен усвоить любой фотограф, – это различие между субъективным зрением человеческого глаза и объективным – фотографической оптики. Что имеется в виду? Дело в том, что глаз человека всегда выделяет главный объект в поле зрения и как бы приближает его, видит детально. При этом почти всё внимание концентрируется на выделенном объекте, а окружающий мир, фон, как бы «затуманивается», почти не принимаясь во внимание. Фотографический же объектив видит мир таким, какой он есть, вот и получается, что цветок, которым мы любовались, на фотографии почти не виден из-за пёстрого фона. Автоматическая техника в этой ситуации не поможет, единственный выход – научиться смотреть «фотографическим» взглядом, и прежде, чем нажимать на спуск, задавать себе вопросы: «А как на самом деле выглядит цветок в кадре? Не сливается ли он с фоном, не слишком ли резко он освещён?». Иными словами, перед съемкой не лишним будет задуматься. Впрочем, этот совет применим ко всем случаям жизни...
Запугав читателя психологией, стОит поговорить о непосредственном исполнении фотографии, техническом и художественном (если последнее входит в задачу).
Сначала техническая сторона: Какая камера нужна для фотографирования комнатных растений?
Дешёвая «мыльница» (компактная камера) и уж тем более мобильный телефон для этой цели абсолютно непригодны (кто-то интересовался, а вот и ответ ). Они не имеют достаточно качественного объектива, способного наводиться на резкость с небольшого расстояния. Как правило, такая техника оснащается оптикой с фокусным расстоянием порядка 35 мм, не предусматривающей «наведения на резкость», а просто отрегулированной для получения туристических «видовых» снимков типа «мы у костра» или «моя жена перед Лувром». При попытке снять такой камерой цветок получится банальная «мазня».
Следующая по уровню качества – компактная (чаще цифровая) камера, оснащенная выдвигающимся объективом с переменным фокусным расстоянием («зумом») и режимом макросъёмки. Во многих случаях возможностей такой камеры вполне хватает, чтобы сделать стандартный технически грамотный снимок вашего любимца.
Однако лучшим выбором для подобной задачи всё равно остаётся однообъективная зеркальная камера – плёночная или цифровая, - не имеет значения. При наличии макрооптики, то есть объектива, позволяющего производить съёмку в масштабе 1:1, и режима «М», то есть ручного управления съёмкой, такая камера даёт фотографу большую свободу творчества, позволяя делать как «ботанические», так и «творческие» фотографии.
Возможность отключать автоматику камеры, как автофокус, так и выдержку и/или диафрагму оговаривается не случайно. Дело в том, что все автоматические режимы настроены на «средний» по соотношению светлых и тёмных тонов и различных цветов кадр. Поэтому поправки, вносимые автоматикой, нередко могут испортить картинку, отклоняющуюся от этого «среднего». Поскольку даже самая умная программа – всего лишь программа. Вот и возникает при фотографировании крупным планом жёлтого цветка фиолетовая почва на заднем плане – из-за добавленного программой синего тона.
Автоматическая фокусировка тоже не всегда соответствует намерениям фотографа. Выбранный автоматикой контрастный участок изображения может оказаться совсем не там, где хотелось бы, – например, не на тычинках цветка, а на краю листа рядом. «Ручная» фокусировка не только точнее, но и позволяет фотографу навести резкость именно на то место кадра, которое отвечает творческому замыслу. Видоискатель зеркальной камеры позволяет «наводиться» точнее, чем цифровой экранчик.
Итак, мы уяснили вопрос о технике. У вас в руках камера, перед вами стоит наш зелёный питомец. Можно фотографировать? Ещё нет. Для того, чтобы получить действительно хороший снимок, нужно кое-что ещё.
Штатив нужен тем больше, чем более крупный план вы собираетесь брать. При макросъёмке размер попадающих в кадр предметов очень мал, и всякое движение, как фотоаппарата, так и объекта (например, дрожь лепестков от дыхания фотографа или от ветра) сильно влияют на резкость. В этом случае гораздо лучше поставить фотоаппарат на штатив, навести на резкость и после паузы, затаив дыхание, через удлинительный тросик нажать спуск. Впрочем, штатив – вещь не лишняя почти при любой съёмке, кроме, возможно, репортажа на улице...
Фон, находящийся позади объекта съёмки, – вещь, о которой забывают чаще всего. Поэтому так часто приходится разглядывать фотографию яркого настенного ковра, вдобавок, высвеченного вспышкой, пытаясь обнаружить на его фоне цветок...
Идея поставить объект съёмки так, чтобы за ним находился однотонный фон, хорошо сочетающийся с окраской цветка, в общем-то, проста. Но, дело в том, что она необычна для человека, не занимавшегося живописью, – ведь в обычной жизни мы не думаем об этом, просто смотрим на то, что есть. Именно поэтому нам не приходит в голову использовать в качестве фона множество имеющихся под рукой предметов обстановки, от листа писчей (или цветной) бумаги до дверцы холодильника.
Я не буду продолжать перечень предметов, которые можно использовать в качестве фона, в каждой квартире найдутся свои «кандидаты» на эту роль. Основной принцип выбора несложен. Фон для растения должен быть однотонным, во всяком случае, не иметь ярких пятен контрастных цветов. Окраска его должна быть нейтральной (белый/серый/реже чёрный) или слегка «тёплой» (коричневый). Яркие цвета использовать нежелательно, так как они, окрашивая отражённый свет, могут искажать цвет объекта съёмки.
Последний компонент, необходимый для создания хорошей фотографии – это свет. Надо ли говорить дополнительно о его важности, ведь свет – основа фотографии, то есть светописи! Умение использовать свет, как искусственный, так и естественный – основа основ в фотографии.
рис.1: Классический пример неудачного использования вспышки – белые цветы гардении превратились в бесформенные пятна, лепестки неразличимы. Конечно, иногда фотошоп может спасти подобные карточки, но грамотно провести съёмку гораздо лучше, не правда ли?
рис.2: Сансевьерия. В этом случае вспышка не «убивает» сюжет полностью, но блики на листьях и жёсткие тени на стене вовсе не улучшают этот снимок.
рис.3, 4: Освещение меняет карточку, и это очень заметно. Один и тот же цветок ксифиума, сфотографированный под яркими лучами солнца (слева) и при свете, падающем из окна в пасмурную погоду (справа), выглядит очень по-разному, меняя даже цвет.
рис. 5: Пример неудачного фона, погубившего хорошую работу. Этот цветок гиппеаструма освещён абсолютно правильно, но активные складки на фоне отвлекают внимание от основного объекта.
продолжение статьи см. ниже
Фотосъемка комнатных растений
Почти каждый увлеченный цветовод, жалея о быстротечности цветения своих любимцев и стремясь похвастать ими, где только получится, рано или поздно берёт в руки фотоаппарат и пытается запечатлеть свои цветоводческие успехи. Надо ли говорить, что результат чаще всего обескураживает? Каждый из нас видал эти нерезкие карточки с пятнами неопределённой окраски и выслушивал объяснения владельца: «ну, на самом деле, вот этот цветок красный, похож на граммофон, а вот тут листья зелёные, бархатистые, с симметричным жёлтым рисунком». Самое интересное, что эти результаты не слишком сильно зависят от используемой фототехники – просто проклятье какое-то, честное слово!
В чём же причина этих бед, и как улучшить результат? Многие винят «неправильную» технику, что-то ещё... Но так ли это?
Не будет преувеличением сказать, что хороший фотограф, работая старым «Зенитом», получит лучший результат, чем неумелый автор с самой модерновой камерой. О равных условиях я уже и не говорю... Значит, дело не в технике? И да, и нет. Хорошая техника расширяет возможности и облегчает работу, но она – совсем не главное, умение гораздо важнее.
К разговору о технике мы вернёмся немного позже, в начале же хотелось бы остановиться на некоторых моментах, связанных с психологией.
Первое (и, пожалуй, едва ли не самое трудное), что должен усвоить любой фотограф, – это различие между субъективным зрением человеческого глаза и объективным – фотографической оптики. Что имеется в виду? Дело в том, что глаз человека всегда выделяет главный объект в поле зрения и как бы приближает его, видит детально. При этом почти всё внимание концентрируется на выделенном объекте, а окружающий мир, фон, как бы «затуманивается», почти не принимаясь во внимание. Фотографический же объектив видит мир таким, какой он есть, вот и получается, что цветок, которым мы любовались, на фотографии почти не виден из-за пёстрого фона. Автоматическая техника в этой ситуации не поможет, единственный выход – научиться смотреть «фотографическим» взглядом, и прежде, чем нажимать на спуск, задавать себе вопросы: «А как на самом деле выглядит цветок в кадре? Не сливается ли он с фоном, не слишком ли резко он освещён?». Иными словами, перед съемкой не лишним будет задуматься. Впрочем, этот совет применим ко всем случаям жизни...
Запугав читателя психологией, стОит поговорить о непосредственном исполнении фотографии, техническом и художественном (если последнее входит в задачу).
Сначала техническая сторона: Какая камера нужна для фотографирования комнатных растений?
Дешёвая «мыльница» (компактная камера) и уж тем более мобильный телефон для этой цели абсолютно непригодны (кто-то интересовался, а вот и ответ ). Они не имеют достаточно качественного объектива, способного наводиться на резкость с небольшого расстояния. Как правило, такая техника оснащается оптикой с фокусным расстоянием порядка 35 мм, не предусматривающей «наведения на резкость», а просто отрегулированной для получения туристических «видовых» снимков типа «мы у костра» или «моя жена перед Лувром». При попытке снять такой камерой цветок получится банальная «мазня».
Следующая по уровню качества – компактная (чаще цифровая) камера, оснащенная выдвигающимся объективом с переменным фокусным расстоянием («зумом») и режимом макросъёмки. Во многих случаях возможностей такой камеры вполне хватает, чтобы сделать стандартный технически грамотный снимок вашего любимца.
Однако лучшим выбором для подобной задачи всё равно остаётся однообъективная зеркальная камера – плёночная или цифровая, - не имеет значения. При наличии макрооптики, то есть объектива, позволяющего производить съёмку в масштабе 1:1, и режима «М», то есть ручного управления съёмкой, такая камера даёт фотографу большую свободу творчества, позволяя делать как «ботанические», так и «творческие» фотографии.
Возможность отключать автоматику камеры, как автофокус, так и выдержку и/или диафрагму оговаривается не случайно. Дело в том, что все автоматические режимы настроены на «средний» по соотношению светлых и тёмных тонов и различных цветов кадр. Поэтому поправки, вносимые автоматикой, нередко могут испортить картинку, отклоняющуюся от этого «среднего». Поскольку даже самая умная программа – всего лишь программа. Вот и возникает при фотографировании крупным планом жёлтого цветка фиолетовая почва на заднем плане – из-за добавленного программой синего тона.
Автоматическая фокусировка тоже не всегда соответствует намерениям фотографа. Выбранный автоматикой контрастный участок изображения может оказаться совсем не там, где хотелось бы, – например, не на тычинках цветка, а на краю листа рядом. «Ручная» фокусировка не только точнее, но и позволяет фотографу навести резкость именно на то место кадра, которое отвечает творческому замыслу. Видоискатель зеркальной камеры позволяет «наводиться» точнее, чем цифровой экранчик.
Итак, мы уяснили вопрос о технике. У вас в руках камера, перед вами стоит наш зелёный питомец. Можно фотографировать? Ещё нет. Для того, чтобы получить действительно хороший снимок, нужно кое-что ещё.
Штатив нужен тем больше, чем более крупный план вы собираетесь брать. При макросъёмке размер попадающих в кадр предметов очень мал, и всякое движение, как фотоаппарата, так и объекта (например, дрожь лепестков от дыхания фотографа или от ветра) сильно влияют на резкость. В этом случае гораздо лучше поставить фотоаппарат на штатив, навести на резкость и после паузы, затаив дыхание, через удлинительный тросик нажать спуск. Впрочем, штатив – вещь не лишняя почти при любой съёмке, кроме, возможно, репортажа на улице...
Фон, находящийся позади объекта съёмки, – вещь, о которой забывают чаще всего. Поэтому так часто приходится разглядывать фотографию яркого настенного ковра, вдобавок, высвеченного вспышкой, пытаясь обнаружить на его фоне цветок...
Идея поставить объект съёмки так, чтобы за ним находился однотонный фон, хорошо сочетающийся с окраской цветка, в общем-то, проста. Но, дело в том, что она необычна для человека, не занимавшегося живописью, – ведь в обычной жизни мы не думаем об этом, просто смотрим на то, что есть. Именно поэтому нам не приходит в голову использовать в качестве фона множество имеющихся под рукой предметов обстановки, от листа писчей (или цветной) бумаги до дверцы холодильника.
Я не буду продолжать перечень предметов, которые можно использовать в качестве фона, в каждой квартире найдутся свои «кандидаты» на эту роль. Основной принцип выбора несложен. Фон для растения должен быть однотонным, во всяком случае, не иметь ярких пятен контрастных цветов. Окраска его должна быть нейтральной (белый/серый/реже чёрный) или слегка «тёплой» (коричневый). Яркие цвета использовать нежелательно, так как они, окрашивая отражённый свет, могут искажать цвет объекта съёмки.
Последний компонент, необходимый для создания хорошей фотографии – это свет. Надо ли говорить дополнительно о его важности, ведь свет – основа фотографии, то есть светописи! Умение использовать свет, как искусственный, так и естественный – основа основ в фотографии.
рис.1: Классический пример неудачного использования вспышки – белые цветы гардении превратились в бесформенные пятна, лепестки неразличимы. Конечно, иногда фотошоп может спасти подобные карточки, но грамотно провести съёмку гораздо лучше, не правда ли?
рис.2: Сансевьерия. В этом случае вспышка не «убивает» сюжет полностью, но блики на листьях и жёсткие тени на стене вовсе не улучшают этот снимок.
рис.3, 4: Освещение меняет карточку, и это очень заметно. Один и тот же цветок ксифиума, сфотографированный под яркими лучами солнца (слева) и при свете, падающем из окна в пасмурную погоду (справа), выглядит очень по-разному, меняя даже цвет.
рис. 5: Пример неудачного фона, погубившего хорошую работу. Этот цветок гиппеаструма освещён абсолютно правильно, но активные складки на фоне отвлекают внимание от основного объекта.
продолжение статьи см. ниже